Вчера мы стали свидетелями официальной демонстрации новой программной платформы для коммуникаторов — Windows Phone 7. Событие без преувеличения знаменательное: Microsoft не позволила себе сделать выстрел в воздух и показала полноценную, готовую к использованию в коммерческих устройствах систему, а вместе с ней и конкретные модели. Для европейских и американских покупателей они станут доступны в течение ближайших недель. Поэтому Windows Phone 7 — реальное явление (а не полумифический проект), которое способно в очередной раз встряхнуть рынок мобильных устройств. Или не способно?
Давайте вспомним, каким был путь создания WP7 и что стало причиной ее разработки.
Два года назад, в апреле 2008 года, Microsoft показала версию Windows Mobile за номером 6.1. Изменения, получившие отражение в этой модификации, были некритичными по сравнению с оригинальной «шестеркой» (а она появилась еще в феврале 2007 года). Ориентировочно тогда же и стало ясно, что в среднесрочной перспективе Microsoft не сможет конкурировать на равных с BlackBerry, iOS и Symbian (через полгода после описываемого момента в продаже начнут появляться и Android-смартфоны). Программная платформа компании уже тогда была достаточно слабой.
Претензии к системе касались юзабилити в целом. Интерфейс WinMo определенно проигрывал альтернативе в виде пальцеориентированной оболочки, требовал стилуса для комфортной навигации — многие виртуальные элементы имели малый размер, например в рамках стандартной виртуальной клавиатуры. Как показала практика, увеличение размера этих элементов не способствовало повышению комфортности использования системы. К тому же, скажем прямо, стандартный вариант Windows Mobile не отличался особенной красочностью.
Интерфейс Windows Mobile 6
Разумеется, преданные поклонники WinMo имеют полное право возразить, сообщив о возможности исправить эти недочеты системы путем установки дополнительных утилит, «рабочих столов» и оболочек. Некоторые из них могли разительно изменить оформление интерфейса. Однако в этих же возможностях прослеживается еще два недочета системы. Во-первых, это подтверждает необходимость проведения собственного «косметического ремонта»: пользователь не получает «из коробки» дружелюбное устройство — с WinMo-коммуникатором приходится повозиться.
Во-вторых, необходимо вспомнить, каким образом был организован процесс поиска нужных утилит и их последующей установки. Владелец был вынужден изучать содержимое многочисленных форумов, загружать установочные файлы предварительно на десктоп и далее либо передавать cab-файл в память аппарата, либо устанавливать программы при синхронизации мобильного устройства с компьютером.
Еще одна деталь, характеризующая предыдущую модификацию Windows Mobile, — посредственные мультимедийные возможности. Устройства на базе WinMo, обладавшие достойной реализацией медиачасти, можно было пересчитать по пальцам.
Безусловно, в течение нескольких лет наработки Windows Mobile удерживали определенную аудиторию, и это не могло бесследно исчезнуть — интерес к платформе сохранился. Некоторую динамику также смог предложить тренд фирменных оболочек производителей, в частности НТС. Но речь не шла о массовом покупателе, широкой целевой аудитории: мнение о WinMo как об устаревшей и «сложной» ОС укоренилось в восприятии потребителей, и время играло не на руку платформе.
В сложившейся ситуации у Microsoft было два варианта выхода из стагнирующего состояния. Компания могла начать модернизировать существующую систему, постепенно избавляя ее от недостатков и анахронизмов (по такому пути пошла Nokia, развивая Symbian). Но в таком случае есть риск так и не устранить глубоко укоренившиеся проблемы.
Софтверный гигант предпочел иной вариант — создать совершенно новую платформу, которой и стала Windows Phone 7. Возвратить себе место под солнцем на рынке коммуникаторов — не только дело чести для Редмонда, в этом стремлении отчетливо виден коммерческий интерес. Одной из причин отказа от Windows Mobile стала ее неадаптированность к активному использованию интернет-сервисов, в том числе тех, которые могут приносить непосредственный (и немалый) доход разработчику.
Во время подготовки новой системы компания не прекращала поддерживать традиционную версию Windows Mobile, хотя изначально было известно, что поддержку новой ОС предыдущие версии не получат. В частности, была представлена версия WinMo 6.5, добавившая несколько современных штрихов — интерфейс, клавиатуру, онлайн-магазин приложений. Этими действиями была несколько сокращена дистанция между конкурирующими платформами, новая версия стала соответствовать хотя бы базовым требованиям в отношении удобства использования.
Обновленный интерфейс Windows Mobile 6.5
Однако этого было недостаточно для сохранения интереса к платформе среди потенциальных покупателей, ее популярность упала до символических 1—2%. Соответственно, это отразилось и на доле WinMo в сегменте коммуникаторов: она последовательно снизилась с 10% в предыдущем году до 7% весной текущего года и 5% в прошлом месяце.
Первоначально ожидалось, что Microsoft успеет подготовить свою ОС к весне 2010 года. В феврале (Mobile World Congress в Барселоне) компания продемонстрировала фактически готовую версию Windows Phone 7, но показала ее лишь на инженерных образцах, доступ к которым был строго ограничен. Разработчики предпочли перестраховаться и перенесли выход коммерческого варианта на осень, стремясь отшлифовать систему.
Достаточно продолжительную паузу (с февраля по октябрь) софтверный гигант постарался заполнить выпуском телефонов Kin. Они не были оснащены платформой Windows Phone 7, но по некоторым параметрам их можно было отнести к упрощенной версии будущих WP7-коммуникаторов (например, устройства обладали поддержкой сервиса Zune, возможностью синхронизации с аккаунтом Windows Live, имели сходные черты интерфейса).
Выполненные в различных форм-факторах модели Kin One и Kin Two аппаратно были построены на базе NVIDIA Tegra и обладали емкостными дисплеями с поддержкой мультитача. В программной составляющей устройств акцент был сделан на социальной части — тесной связи с популярными соцсетями.
Несмотря на достаточно привлекательные исходные данные, проект с треском провалился. Телефоны Kin были представлены в начале апреля, а уже в конце мая, через 7 недель, Microsoft заявила о прекращении развития этого направления. По некоторой информации, устройствами заинтересовалось всего несколько сотен покупателей.
Вероятнее всего, причиной этого фиаско стала закрытость платформы: помимо указанной возможности работы с Windows Live, Facebook, Twitter и т. д., особенных функций телефоны предложить не могли. В то же время смартфоны на различных платформах обладают аналогичными «социальными» приложениями, а для самих устройств открыта возможность дальнейшего расширения функционала.
Около двух недель назад глава Microsoft Стив Баллмер признался, что проект Kin себя совсем не оправдал, отдача по сравнению с затратами ($240 млн.) была фактически нулевая.
Новая операционная система для мобильных устройств получила наименование Windows Phone вместо более привычного Windows Mobile. Вероятнее всего, это сделано намеренно, для того, чтобы исключить ассоциации с предыдущими версиями. Цифра 7 в названии коррелирует с текущей актуальной версией десктопной ОС, которая пользуется лояльностью потребителей.
Разница между представленной системой и предыдущими версиями значительна. Windows Phone 7 не совместима с предыдущими версиями, причем это касается как устройств (коммуникаторы на базе WinMo не могут произвести апгрейд), так и приложений (программы, подготовленные для WinMo, не будут работать на WP-устройствах). Поэтому искать что-то общее с предыдущей мобильной платформой не стоит.
Новая ОС получила интерфейс под названием Metro. Главный экран представляет собой полосу, которую можно прокручивать в вертикальной плоскости. Эта полоса состоит из маленьких блоков — ярлыков на программы, оповещения и т. д. В режиме какого-либо запущенного приложения навигация по нему происходит уже по горизонтали, т. е. экраны перемещаются влево-вправо, открывая те или иные страницы утилиты.
Данный интерфейс обещает стать одним из важных преимуществ WP7. Пока рано судить о его удобстве (в теории, по крайней мере, он представляется достаточно функциональным), но главное, почему он заслуживает внимания, — это его индивидуальность. За последние два-три года производителями коммуникаторов или телефонов с проприетарной системой не было предложено чего-либо свежего, выделяющегося на фоне конкурентов. Компания Microsoft сумела показать новый способ организации информации, ее оформления, причем не в ущерб юзабилити. Это важно при позиционировании платформы как самостоятельной и выгодно в том отношении, что пользователи «запоминают» систему как что-то новое.
Базовые функциональные возможности платформы преимущественно разбиты на «центры» (hubs). Такие категории предусмотрены как для PIM, офисных возможностей (People и Office соответственно), так и мультимедийного направления.
К примеру, в закладке People можно быстро перейти от списка контактов к истории вызовов или статусов друзей в социальных сетях. Подобная компоновка привлекает информативностью.
Безусловный интерес в WP7-смартфонах вызывает именно медиачасть. На это есть по крайней мере две причины. Первая — использование музыкальной платформы Zune как стандартного плеера и сетевого сервиса (он совмещает в себе виртуальный магазин и хранилище дополнительной информации об исполнителях, альбоме и т. д.).
Вторая — это установленная платформа XBOX Live. В результате WP7-смартфоны ближе к игровым консолям, чем другие коммуникаторы. В арсенале у владельца такого устройства появится универсальная учетная запись (не привязанная к конкретной игре), которую можно использовать для учета своих достижений, создания и развития виртуального образа, организации мультиплеер-сессий, общения между участниками. Игры как еще одна платформа для коммуникации — определенно перспективное направление.
Даже вне сетевого сервиса новая система интересна игровой составляющей благодаря очень высокому (если судить по показанным материалам) качеству.
Кроме попытки повысить привлекательность платформы для искушенных пользователей, разработчики ОС постарались отшлифовать некоторые второстепенные моменты, от которых, впрочем, зависит восприятие системы в целом. Подобным примером может служить организация поиска и навигации в режиме карты (Bing Maps). Поисковый запрос производится в соответствии с текущим местоположением, а при увеличении масштаба режим просмотра в виде карты автоматически меняется на спутниковый (для лучшей ориентации на местности).
Вот еще один пример: при наборе в интеллектуальном режиме (система пытается распознать и исправить опечатки) пользователь может вернуться к введенному им варианту, набирать собственное слово заново не нужно. Это те штрихи, с которыми нас познакомили во время презентации. При непосредственном изучении платформы таких деталей будет обнаружено больше.
Не обошлось в системе и без недостатков, которые всплыли сразу же после запуска продукта. К основным огрехам относят: невозможность (казалось бы, такое простое действие) копирования/вставки текста и отправки файлов по Bluetooth, а также урезанную многозадачность, отсутствие поддержки Adobe Flash и полноценного файл-менеджера. Показательно, что многие из указанных слабых моментов известны нам по конкурентам Windows Phone 7, однако там они тем или иным образом были исправлены. Исправлять же свои ограничения Microsoft пообещала через обновления системы (которые можно будет производить «по воздуху»).
Еще одним спорным моментом, который во многом определит успешность WP7, является поддержка системы сторонними разработчиками. Зачем заявлять широкие возможности, если не предусмотрена их реализация? Допустим, на момент старта у платформы имелось 50 совместимых «заказанных» игр, но для полноценного существования (а не в своеобразном режиме демонстрации возможностей) необходимо куда большее количество приложений, в том числе развлекательных. Без них интерес пользователей к платформе будет скромнее.
Еще до вчерашнего анонса Microsoft поделилась с производителями аппаратными требованиями для готовящейся платформы. Среди обязательных условий числились мультитач-дисплей (распознающий до 4 одновременных касаний) с разрешением не менее WVGA (800х480), ARM-процессор с тактовой частотой от 1 ГГц, поддержка DirectX9 графической подсистемой устройства, 256 МБ ОЗУ и 8 ГБ пользовательской памяти, датчики приближения и освещенности, акселерометр (с компасом) и A-GPS (ориентирование при помощи информации мобильных и Wi-Fi-сетей), 5-мегапиксельная камера и FM-тюнер.
Dell Venue Pro
HTC HD7
Samsung Focus
LG Quantum
В соответствии с этими указаниями был представлен десяток моделей нескольких производителей. Весьма вероятно, что они действительно смогут демонстрировать выдающиеся результаты производительности, как это было показано в ходе мероприятия. Но такие жесткие требования позволяют говорить, что Windows Phone 7 будет представлена лишь в hi-end-сегменте устройств. Не следует ожидать, что их можно будет увидеть среди относительно недорогих смартфонов, в связи с чем не будет и такой широкой диверсификации модельного ряда, как у платформы Android.
Компании Microsoft удалось создать актуальную на сегодняшний день операционную систему, для софтверного гиганта это ощутимый шаг вперед. Как было упомянуто абзацем выше, на данном этапе ОС ориентирована на топовый сегмент устройств — таким образом разработчики платформы постарались устранить вероятность появления негативных отзывов о своем детище.
Привлекательными моментами Windows Phone 7 являются свежий интерфейс Metro и возможность тесной кооперации с социальными и мультимедийными платформами, которые существовали ранее (Windows Live, Zune и XBOX). Это те детали, которых раньше обладатели коммуникаторов не видели. Следовательно, пользователи могут заинтересоваться новыми возможностями и в итоге купить такое устройство. Но насколько многочисленной будет такая категория покупателей, пока неясно. Это станет известно в течение ближайших кварталов. А мы с искренним нетерпением начинаем ждать WP7-смартфоны для их обзора на практике.
На самом деле, препятствием для производителей будут не только специфические требования к «железу». Компания Microsoft требует у разработчиков лицензию на использование своей ОС. За каждое устройство предположительно придется платить по $15. В масштабах производителя это становится ощутимой статьей расходов (умножьте цену за лицензию на несколько миллионов единиц продукции). С этой точки зрения использование Android OS является более выгодным.